­­­­­­АНТИПЕРЕГРУЗ 

защита вашего бизнеса

Назад к списку

Гильотина для транспортной сферы России

Не дай вам Бог жить в эпоху перемен. 

Конфуций 

Ломать – не строить! 

Русская пословица 

4 июля 2019 г. Дмитрий Медведев утвердил перечень органов власти и видов контроля, в отношении которых в первоочередном порядке будет осуществляться механизм «регуляторной гильотины».Правительство России указывает, что «регуляторная гильотина» — это механизм сокращения давления на бизнес, снижения количества и качества государственного контроля. В качестве аргументов указывают многочисленность и устаревший характер некоторых нормативных актов.

Премьер Медведев саркастически вспомнил требования в отношении приготовлении омлета. Дословно оно звучит таким образом: "при приготовлении омлета смесь яйца с другими компонентами выливают на смазанный жиром противень или порционную сковороду слоем 2–3 см, ставят в жарочный шкаф с температурой 180–200 градусов на 8–10 минут. Иначе жарить нельзя, пометьте себе".

С одной стороны, такие нормы могут вызвать улыбку. Но если подумать, то стоит спросить премьера - понравится ли ему омлет, жаренный на прошлогоднем пальмовом масле? Будет ли он доволен, если вместо омлета ему принесут позавчерашний жульен? 

Предполагается, что к 1 января 2021 года, т.е. менее чем через полтора года, в нашей стране перестанет действовать прежняя нормативно-правовая система. К тому же времени должна будет возникнуть новая система регулирования. 

Сферы, на которые распространит свое действие «гильотина», среди прочего- транспорт, экология, промышленная безопасность, санитарно-эпидемиологический надзор. 

Что конкретно подлежит пересмотру в сфере транспорта: 


  • Федеральный государственный транспортный надзор, включающий в себя: государственный надзор в области гражданской авиации, а также государственный контроль (надзор) в области использования воздушного пространства; государственный контроль (надзор) за осуществлением международных автомобильных перевозок в стационарных и передвижных контрольных пунктах на территории Российской Федерации; государственный надзор в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта; государственный надзор в области железнодорожного транспорта; государственный надзор за торговым мореплаванием; государственный надзор в области внутреннего водного транспорта; государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог федерального значения; государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг (в области гражданской авиации, железнодорожного транспорта, внутреннего водного транспорта, автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта);
  • Федеральный государственный контроль (надзор) в области обеспечения транспортной безопасности; 
  • Лицензионный контроль за деятельностью по всем видам перевозок;
  • Федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений - в отношении судоходных и портовых гидротехнических сооружений; 
  • Федеральный государственный портовый контроль;
  • Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов;
  • Контроль за исполнением перевозчиком обязанностей, установленных Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном"; 
  • Контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн;
  • Государственный контроль (надзор) за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность, законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации об авиационной безопасности; 
  • Весовой и габаритный контроль транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств при осуществлении государственного транспортного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог общего пользования федерального значения. 
Таким образом, менее чем через полтора года вся транспортная отрасль страны должна будет жить по новым законам. 

Каким? А вот это как раз самый большой вопрос. Пока этого никто не знает. 

Представляется, что ситуация с формированием новой правовой базы может развиваться по нескольким сценариям.Часть министерств и ведомств могут просто переписать старые нормативные акты, присвоив им новые номера и даты. Формально заветы верхов будут выполнены и к ним никто претензий иметь не будет. 

В качестве примера можно привести весовой и габаритный контроль транспортных средств, новый порядок осуществления которого установили только в марте 2018 года. Думается наивным полагать, что спустя год после разработки свежего приказа сотрудники министерства транспорта будут тратить время на выдумывание новых правил. 

Другие органы государственной машины, возможно, последует заветам Виктора Степановича и претворят в жизнь его бессмертное: «Хотели как лучше, а получилось – как всегда». В погоне за новеллами риск-ориентированного подхода будут рождаться монстры, после которых бизнес еще долго будет вспоминать как было хорошо при старых проверках. 

В истории современного России уже неоднократно были ситуации, когда после принятия новых нормативным актов непонимание с порядком их применения возникало и у бизнес-сообщества, и в контролирующих органов, и у судов. 

Крайним в таких обстоятельствах всегда остается Человек. 

Контролирующий орган скажет – я так вижу, обжалуйте в суде. 

Суд скажет – пока разъяснений нет, идите в Верховный. 

Юристы пойдут в Верховный суд, который спустя год-полтора начнет разъяснять, что же хотели сказать наши нормотворцы, принимая тот или иной приказ.

Термин «регуляторная гильотина» был предложен международной консалтинговой компанией Jacobs, Cordova & Associates, разработавшей ее концепцию. Как того требует мода, российские реформаторы быстро подхватили «зарубежный опыт», забыв при этом об одном примечательном факте.

В 2014 году Украина уже пыталась пройти путь, который мы только начинаем и начинала внедрять механизм «регуляторной гильотины». Однако года спустя от этой идеи решено было отказаться. 

Глава Министерства экономического развития и торговли Украины заявил, что «гильотина» «может привести к регуляторному вакууму в определенных секторах, что негативно скажется на качестве регулирования».И это собственно, третий сценарий, который без сомнения будет иметь место и в нашей стране.

Нормативную базу, которая формировалась десятилетиями – нельзя переписать за год, даже если это было велено верховным главнокомандующим. В любом случае останутся пробелы в правовом регулировании.

Как в этом случае будет осуществляться функция государственного управления – покажет только время. 



Аблёзгова Олеся Викторовна

Кандидат юридических наук 

Соучредитель правового агентства «РЕ_АКЦИЯ» 

www.reaction64.ru